ДОКЛАД
«Об осуществлении муниципального контроля (надзора) за деятельностью усыновителей, опекунов, попечителей, а так же организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане»
I. Состояние нормативно-правого регулирования в соответствующих в сфере деятельности.
К правовым основаниям муниципального контроля, являющимися основанием для исполнения надзорных полномочий органов опеки и попечительства администрации МО «Устьянский муниципальный район» относятся:
Федеральный закон от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительству», закон Архангельской области от 20сентября 2005 года № 84-5-ОЗ «О порядке наделения органов местного самоуправления муниципальный образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа отдельными государственными полномочиями», закон Архангельской области от 29 октября 2008 года № 578 30-ОЗ «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Архангельской области», Семейный кодекс РФ.
Согласно указанных законов органы опеки и попечительства администрации МО «Устьянский муниципальный район» осуществляют надзор за деятельностью опекунов и попечителей, атак же организаций, в которые помещены недееспособные ил не полностью дееспособные граждане, контроль за сохранностью имущества и управлением имущества граждан, находящихся под опекой и попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации в том числе, для детей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
II. Организация контроля и надзора органами опеки и попечительства.
В 2012 году в части контроля и надзора в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан органами опеки и попечительства администрации МО «Устьянский муниципальный район» проведено 12 проверок (в 2011 году – 13 проверок). В 2012 году проведена 1 плановая проверка ГБСУ СОССЗОН «Октябрьский психоневрологический интернат» (Расходование денежных средств недееспособных совершеннолетних граждан и защита их личных и имущественных прав.) (в 2011 году 1 проверка: Материально-бытовая условия граждан, проживающих в учреждении и защита жилищных прав.)
Внеплановых проверок не проводилось.
Так же в 2012 году ОО и П проведена плановая проверка ГБОУ АО «Октябрьский детский дом» (Условия содержания, воспитания и образования воспитанников, защита их жилищный и имущественных прав). (в 2011 г. – 1 плановая проверка).
Внеплановых проверок не проводилось.
В рамках осуществления полномочий по надзору за деятельностью усыновителей, опекунов и попечителей органами опеки и попечительства администрации МО «Устьянский муниципальный район» в 2012 году проверок условий жизни подопечных составило – 200, что составляет 100% проверяемых. Внеплановых проверок — 12. (В 2011 году плановых проверок 200, внеплановых – 9).
По усыновленным гражданам в 2012 году проведено проверок – 10 (в 2011 г. – 12).
В ходе плановых проверок в 2012 году (2011 г.) выявлены недостатки:
— отсутствие свидетельства о регистрации подопечного по месту жительства опекуна — 5 (2011 – 9)
— ослабление контроля за подопечными, его обучением, организацией свободного времени – 3 (в 2011 – 7)
— в 2012 году органами опеки и попечительства выдано разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных – 31 (в 2011 г. – 47)
— выдано разрешений на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных – 7 (в 2011 г. – 4).
Отмены усыновлений (удочерений) не выявлено.
Так же не выявлено: нецелевое использование денежных средств опекунами и попечителями, несвоевременное оформление наследственных прав подопечных, распоряжение имуществом подопечных при осуществлении разрешений ООиП, отказа от взыскания алиментов, с родителей подопечных, несвоевременное предоставление (не предоставление) отчетов о расходах денежных средств, несвоевременное информирование о смене жительства, несвоевременное приобретение детям одежды по сезонам, проживание родителей, лишенных родительских прав совместно с детьми, употребление опекунами спиртных напитков, оставление детей одних на длительное время.
В ходе проверки установлено, что за жестокое обращение в отношении ребенка принятого на воспитание в приемную семью и привлечение матери к уголовной ответственности отстранено от исполнения своих обязанностей в отношении ребенка – 1 (в 2011 г. – 0).
III. Действия органов муниципального контроля по пресечению нарушений обязательных требований и (или) устранению последствий таких нарушений.
По результатам проверок в отношении надзора за деятельностью опекунов и попечителей направлено в адрес 8 писем в семьи опекунов и попечителей из них 3 письма в адрес образовательных учреждений района по контролю за данными семьями со стороны социальных педагогов.
За ненадлежащее исполнение родительских обязанностей Постановлением главы администрации МО «Устьянский муниципальный район» № 931 от 17.05.2012 г. отстранена приемная мать. На основании актов проверок специалистами ОО и П на проведение проверок, готовились отчеты по результатам.
IV.Анализ и оценка эффективности муниципального контроля (надзора), осуществляемого органами опеки и попечительства.
Для анализа и оценки эффективности муниципального контроля (надзора) использованы следующие показатели:
1) выполнение утвержденного плана проведения плановых проверок (в процентах от общего количества запланированных проверок) – 100% (в 2011 году – 100%)
2) доля проведенных внеплановых проверок (в процентах от общего количества проведенных проверок):
учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и организаций в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане ГБСУ СОССЗОН «Октябрьский психоневрологический интернат» – 0% (в 2011 году – 0%).
Опекуны и попечители – 5,6% (в 2011 году – 4,3%)
3) доля внеплановых проверок, проведенных по фактам нарушений обязательных требований, с которыми связано причинение вреда жизни и здоровью граждан (в процентах от общего количества проведенных внеплановых проверок) – 8,3% (в 2011 году – 0%)
4) доля проверок, по итогам которых по фактам выявленных нарушений наложены взыскания, виде штрафа в гражданском порядке (в процентах от общего числа проверок, в результате которых выявлены правонарушения)
опекуны и попечители – 0,47% (в 2011 году – 0%),
Увеличение количества внеплановых проведенных проверок (с 9 в 2011 году до 12 в 2012 году связано с ослаблением контроля за подопечными опекунами и попечителями их обучением и организацией свободного времени.
V. Выводы и предложения по результатам муниципального контроля (надзора) органами опеки и попечительством.
Практика контроля за деятельностью опекунов, попечителей, а так же организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане показывает, что практически из всех проведенных проверок как в организациях, так и опекунов
Основными причинами нарушений установленных требований, допускаемых объектами проверок, являются:
низкая правовая культура опекунов и попечителей
частые изменения законодательных и нормативных правовых актов, регламентирующих их деятельность
По результатам муниципального контроля (надзора) проводится аналитическая работа, позволяющая систематизировать выявленные нарушения.
В целях уменьшения нарушений, необходимо усилить работу по осуществлению мер предупредительного и профилактического характера, направленных на недопущение нарушений опекунами и попечителями, путем организации подготовки их на семинарах – совещаниях, консультациях, направленных на соблюдения Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».